?

Log in

No account? Create an account
КАМЕННЫЙ ИДОЛ ИЗ СЛОНИМА - smelding [entries|archive|friends|userinfo]
smelding

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

КАМЕННЫЙ ИДОЛ ИЗ СЛОНИМА [Oct. 16th, 2009|10:27 pm]
smelding
[Tags|, , ]


Вот тут уважаемый Держиврат дал ссылку на интереснейший, ранее мною не виденный образчик языческого исскуства, найденный у белорусского городка Слоним. Пожалуй, из всех ныне известных славянских каменных идолов этот - самый сильный в плане художественной выразительности. На голове, по всей видимости, был головной убор, павший жертвой рук вандалов-идолоборцев - к счастью, кто-то или что-то помешало святотатцам, и лицо осталось неповрежденным.
Пожалуй, это изваяние показывает УРОВЕНЬ языческой каменной скульптуры - полагаю, раз такая искусная работа стояла в глухом Слониме, то навряд ли капища столиц княжеств вроде Ростова или собственно Матери Городов Русских украшали идолы поплоше. До сих пор о каменных идолах славян мы судили по довольно грубым истуканам, найденным в глуши Белоозера, Себежа, Збруча - не стоит удивляться, что их уровень был не слишком высок. На примере Слонимского изваяния мы видим, что на самом деле могли языческие скульпторы Руси
Также в посте Держиврата есть ссылка на интереснейший ресурс, посвященный почитаемым камням и урочищам Руси.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: miling_k
2009-10-16 08:10 pm (UTC)
странно, что ты его раньше не видел. Известная штука.
Да, в плане художественной выразительности самое сильное. Гораздо больше напоминает какой-нить древнеримский бюст..
http://myslonim.narod.ru/Museum/Idol.jpg
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 08:20 pm (UTC)
ну вот так, не сложилось!
некоторые мои знакомые кин, специализирующиеся, заметь, на древнерусской культуре, не знали про существование Боголюбовской "капители"
по стилистике близок к идолу из Акулино (близко посаженные небольшие глаза, подчеркнутые скулы, гипертрофированный подбородок).
сравним вот с этим
http://www.ww-2.com/book/kelty/040.jpg
а вообще, хватит, думаю, уже тыкать в описания слаянского язычества Збручского (да изредка шекснинского с себежским) идолов! надо Слонимского пиарить)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miling_k
2009-10-17 08:24 am (UTC)
ну вот, тепереча меня пристыдил )). Что за идол из Акулино? Картинки есть?

С кельтским особых схождений не нашел. Слонимский слишком натурален, как портрет (отчего, у меня сразу возникло предположение что это лицо реального жившего человека => обожествленный князь/предок???), в отличии от стилизованного кельта.
У тех же кельтов гальштатта были крупные статуи/идолы на курганах вождей, их же и изображавших.

Хотя возможно и бог. Тут бы место находки посмотреть, наличие близлежащих капищ или могильников, место изготовления.

пиарить можно и нужно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-17 10:05 am (UTC)
да знаешь ты его, только название, наверно, забыл - нижний правый угол, прямо под себежским
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/pic/st300_14.jpg

схождения я уже обозначил - близко поставленные глаза, огромный подбородок схожей формы, подчеркнутые скулы.
кстати, кельт, скорее всего, та самая статуя вождя.
а насчет портретности - не факт. И предков обозначали чуть обтесанным валуном, и высших богов - хорошо проработанными статуями.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miling_k
2009-10-17 10:08 am (UTC)
"И предков обозначали чуть обтесанным валуном, и высших богов - хорошо проработанными статуями."
я не настаиваю, то были мои субъективные ощущения от художественной уникальности (скажу даже так) слонимского идола. так-то да.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-17 10:23 am (UTC)
и насчет такой уж уникальности, извинин, не соглашусь. вспомни блестящие деревянные работы в Новгороде
http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/47.files/image001.jpg
http://www.booksite.ru/enciklopedia/faith/17.jpg
и особенно
http://www.novgorod.ru/images/267.gif
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miling_k
2009-10-17 10:31 am (UTC)
ну, я больше про каменные говорил. в дереве-то попроще все-таки. Но и тут, первый мне кажется слишком страшным. Посмотри на первой картинке вторую прорисовку, где лицо в фас - такого на улице встретишь - упадешь :)). Это чисто эстетика, конечно. Второй тоже не внушает.
А третий великолепен, не спорю. Красота.

Но это все не "стандартные" идолы, "личины" на деревянной палке. Да и мелковатые по размеру. То есть все-таки нельзя так просто поставить в один ряд со слонимским.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasily_kuzmich
2009-10-16 08:12 pm (UTC)

ну и ещё кой-што.

На Рюгене в стену церкви Альтенкирхе (возле Арконы) вмуровано изображение "Святовида"
http://i052.radikal.ru/0906/44/61123f8fe677.jpg
Шкловский идол (Белоруссия):
http://i006.radikal.ru/0905/90/4d7bf3969830.jpg
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 08:21 pm (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

этих знаю.
И себежского, что на Вашем ю-пике, тоже)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasily_kuzmich
2009-10-16 09:13 pm (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

Замечательно.. а то и меня удивило, что Вы не знали про слонимского..
Тут товарищ одну ссылку подбросил. Там обсуждение, а все снимки принадлежат сайту, но вроде любопытная недавняя находка:
http://www.club-raritet.ru/sobb.php?nn=1633&ans=30&forum_id=0
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 09:28 pm (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

интересно.
это где?
идол напомнил вот это
http://community.livejournal.com/slav_drevnosti/40464.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasily_kuzmich
2009-10-16 10:44 pm (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

Юг Московской области, Домодедовский р-н... там где-то есть начало обсуждения, но ссылку не найду... надо опять спрашивать (можно поискать по сайту, но это тоже займёт время).
Короче, там нашли в куче чернозёма, привезённого мб с какого-нибудь селища.
(Вариант сходства с рязанскими образцами там уже рассматривали, чернозём могли привезти и из Рязанской области, но это менее вероятно - чаще раскапывают огороды заброшенных поселений, в тч средневековых).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasily_kuzmich
2009-10-16 10:51 pm (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

Кстати, там в последнем комментарии приводится снимок какого-то идола из Сибири, у него один глаз подслеповатый...никак сам Один/Вотан Сибирский?)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 11:01 pm (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

тока норманнистам этого не говорите...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 11:02 pm (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

если сей образ имел языческие истоки, то с Рязанским княжеством его арелау вовсе необязательно совпадать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasily_kuzmich
2009-10-17 06:36 am (UTC)

Re: ну и ещё кой-што.

Cудя по наличию знаков типа рун.вязи, вероятнее языческое происхождение. Кстати, сам нашедший, пишет, что вырезано из мячиковского известняка (правда утверждает об этом исключительно по своему опыту, а не в результате экспертизы) - того самого из которого некогда Белый город в Москве соорудили (отсюда - "Белокаменная").
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sverc
2009-10-16 08:56 pm (UTC)

А

есть ли какие-то предположения на счёт того, кого изображает этот идол?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 09:15 pm (UTC)

Re: А

да какие тут предположения... по материалу и тонкости работы - точно не лешак и не домовой какой. не баба. не Ярило. а вот дальше предполагай-не хочу. Хоть Перуна, хоть Велеса, хоть Дажьбога, хоть из местных кого - Бая там, Белополя, Менеска... впрочем, Менеска вряд ли, а вот Бая с Белополем - вполне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sverc
2009-10-16 09:28 pm (UTC)

Мне

кажется (почему - сам не могу объяснить, как-то интуитивно), что это Перун...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 09:33 pm (UTC)

Re: Мне

хм, интуиции наши совпадают... но их к делу не пришьешь, увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sverc
2009-10-16 09:51 pm (UTC)

Re: Мне

Увы-увы...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 10:08 pm (UTC)

Re: Мне

справедливости ради - каменные изваяния Перуна появляются только в позднем фольклоре, в летописях Перун деревянный. Каменный Велес в Жити Авраамия Ростовского.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sverc
2009-10-17 09:07 am (UTC)

Да, но

нельзя забывать и того, что святыней Перуна был каменный топор, а по отрывочным данным источников о славянской языческой иконографии я бы поостерёгся делать какие-то однозначные выводы. Тем более, кстати, что есть основания полагать, что именно в Полоцкой земле (нынешней Белорусии) культ Перуна был особенно силён, раз его отголоски там сохранились до ХХ в. (именно Белорусский фольклор ведь наиболее насыщен именем "Перун").
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nimbasanar
2009-10-16 09:56 pm (UTC)
Вижу противоречие: что Слоним, что Збруч с Белоозером - вроде глушь глушью, тем не менее, в случае с последними уровень тамошних идолов этой самой глушью оправдан - однако образцом для главных святилищ должен почему-то служить идол из Слонима.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-16 10:06 pm (UTC)
а что более вероятно - шедевр в глуши или шедевр в столице? Фактом своего существования Слонимский кумир говорит, что резчики МОГЛИ вот так работать - даже в глуши. А раз могли так работать, то тем более вероятности предположить, что для столиц, как обычно, работали лучшие.
что тут противоречивого?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nimbasanar
2009-10-16 10:27 pm (UTC)
Почему же тогда настолько разительно различие со всеми остальными найденными идолами? Конечно, я понимаю, всё равно придётся как-то объяснить такой высокий уровень изваяния из Полесья - но что же теперь, все места, кроме Киева, записывать в глушь, мотивируя это тем, что всё лучшее располагалось в столице?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2009-10-17 10:07 am (UTC)
не все. и в Новгороде, и в Минске, и в Ростове, и в Полоцке, скорее всего, были идолы вот такого уровня (в Новгороде, помимо прочего, есть деревянные отличные образчики). только в княжеских центрах их и уничтожали в первую голову.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sverc
2009-10-17 10:38 am (UTC)

Кстати,

в связи с тем, что Вы не знали об этом идоле, мне ещё раз подумалось: как же у нас слабо популяризованы знания о славянской и древнерусской истории в целом и о славянском язычестве в особенности, если даже Вы - человек этим самым язычеством не первый год профессионально занимающийся, не знали о такой вещи... Задача создания полной картотеки известных к настоящему времени славянских идолов выглядит как никогда актуальной.
(Reply) (Thread)