You are viewing smelding

smelding - ЗАЧЕМ ВОЛОСУ КЕРЕМЕТЬ? [entries|archive|friends|userinfo]
smelding

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ЗАЧЕМ ВОЛОСУ КЕРЕМЕТЬ? [Mar. 23rd, 2011|08:30 pm]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
[Tags|, , , , ]



Город Ярославль недавно отметил свой 1000-летний юбилей. В связи с чем хочется прояснить один момент из его предыстории.
Наверно, многие знают, благодаря "Сказанию о построении града Ярославля", чтоперед основанием города на его месте находилось поселение язычников, почитавших "скотного бога Волоса". Но в описании культа этого славянского (а исходно балтославянского) Божества мелькает в "Сказании" нежданное словцо.

Этому злокозненному идолу и кереметь была сотворена и волхв (жрец) придан


Кереметь - слово нерусское, неславянское. Оно принадлежит языческой обрядности марийцев, мордвы, южных удмуртов, чувашей и татар.,, обозначает или священную рощу, или почитаемого в ней "злого" бога.  Откуда взялась кереметь в культе славянского Бога, колторым клялись Олег Вещий и Святослав Храбрый, договариваясь с ромеями, которому киевляне приносили жертвы на Подоле?
Разумеется, такой подарок судьбы не могли упустить наши замечательные финнобесы. Из этого слова они заключают, что "на самом деле" на месте будущего города поклонялись своему божеству... ну конечно же, "меря", пресловутые "финские аборигены края". Совсем уж отпетые потащили на свет из дряхлого сундука столетней давности лежалые, битые молью, пропитавшиеся пылью и нафталином фантазии аничковых о "финском"-де происхождении самого Волоса. Не меньший интерес проявили и "неоправославные" - идея о "нерусском" происхождении русского язычества и русских Богов им, по понятным причинам, греет душу.
Однако ни в одном источнике по русскому язычеству, кроме "Сказания", святилище Волоса "кереметью" не называется, и не встречается само это слово.
Более того, крайне маловероятно, чтоб во времена Ярослава это название было кому-либо на Руси, будь то славяне, финны или кто угодно иной, известно.
Еще раз обратим внимание на перечень народов, употребляющих слово "кереметь". Кроме финских племен, там упоминаются и два тюркских народа - чуваши и татары. С другой стороны, термин "кереметь" известен отнюдь не всем финским народностям. Не только коми или, скажем, вепсы, но и северные удмурты понятия не имеют ни о каких кереметях, а свои священные рощи называют "вӧсяськон ӵаӵӵа". 
Слово "кереметь" не финского происхождения, оно заимствовано из арабского языка ("карамат" - чудо) через тюркские. В тюркские языки это слово не могло попасть ранее середины Х века, когда Волжская Булгария приняла ислам. Дабы чужеродное слово утвердилось в языке волжских тюрок, и перешло от них на языческие святилища финнов-соседей, должен был пройти немалый срок. Уж во всяком случае больший, чем от принятия ислама булгарами до основания Ярославля. И произошло это только у тех финских племен, что непосредственно подчинялись Булгару (а впоследствии - Золотой Орде), как мы видим на примере удмуртов.
Ни хронологически, ни географически никакие "финские аборигены" будущего Ярославля слова "кереметь" употреблять не могли. Слишком рано, слишком далеко от Булгара и Казани.
Откуда же оно там взялось?
Не надо забывать, что "Сказание о построении града Ярославля" не памятник древнерусской литературы, а довольно позднее, записанное (?) епископом Самуилом (Миславским) в 1781 году. В XVIII-XIX  веках РПЦ активнейшим образом занималась обращением поволжских народностей в христианство. Термины их "идолопоклонства", соответственно, оказываются на слуху, особенно в церковной среде. Тогда слово "кереметь" и входит в русский литературный язык (вопрос, когда оно вообще приобрело значение языческого святилища, сейчас оставим в стороно, хотя есть серьезные основания подозревать, что произошло сие много позже основания Ярославля). Очевидно, именно поэтому в рассказе о древних временах употребил это слово или сам епископ Самуил, или его информатор.
Так что никакой керемети на месте Ярославля никогда не стояло. И никогда в кереметях не поклонялись Волосу.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: kolyvanski
2011-03-23 06:05 pm (UTC)

(Link)

Внушает! Благо дарю!
Совершенно не жалеете Вы неоправославных христунов и финнобесогонов...
Никакой понимаешь толернутости к бедолагам!
[User Picture]From: smelding
2011-03-23 08:02 pm (UTC)

(Link)

на здоровье
[User Picture]From: pan_sergiush
2011-03-23 06:42 pm (UTC)

(Link)

Замечательный разбор. Будем иметь ввиду...
[User Picture]From: bvsv
2011-03-23 06:53 pm (UTC)

(Link)

Ох, боюсь не понравится это коренным финно-уграм))
[User Picture]From: smelding
2011-03-23 08:01 pm (UTC)

(Link)

полагаю, финнам будет параллельно.
А вот офиневшим - да, не понравится
[User Picture]From: bvsv
2011-03-24 07:07 am (UTC)

(Link)

Очень верно подмечено
[User Picture]From: bogumil13
2011-03-23 07:21 pm (UTC)

(Link)

хорошее решение вопроса.
[User Picture]From: smelding
2011-03-23 08:03 pm (UTC)

(Link)

архиолух с говорящей фамилией все же... феномен.
Ведь арабская этимология "керемети" секрет Полишинеля.
[User Picture]From: 9_worlds
2011-03-23 09:44 pm (UTC)

(Link)

Вот интересно, к имени-фамилии Шеремет эта кереметь имеет какое-либо отношение?
[User Picture]From: 9_worlds
2011-03-23 10:12 pm (UTC)

Лошадиная фамилия :-))

(Link)

Читал уже предавно, в связи с таковой фамилией одного друга. Про чередование "к"-"ш" в тюркских или финно-угорских языках мне абсолютно ничего неизвестно.
Другое дело, если бы так конюшню назвали, могла бы быть восстановлена логика исторической ошибки.
[User Picture]From: lianina_minsk
2011-03-23 07:50 pm (UTC)

(Link)

невероятно.. Всего одно слово...
[User Picture]From: smelding
2011-03-23 08:03 pm (UTC)

(Link)

и?
[User Picture]From: lianina_minsk
2011-03-23 08:12 pm (UTC)

(Link)

И ... люди сразу делают скорые выводы... Хотела вякнуть"не задумываясь", но.. поняла, что они вполне обдуманы и призваны подтянуть доказательства ... к нужным ушам...
(Deleted comment)
[User Picture]From: smelding
2011-03-23 08:45 pm (UTC)

(Link)

на момент составления летописей и поучений еще дохренища русских были не обращены.
[User Picture]From: zmicierbielapol
2011-03-25 09:39 pm (UTC)

(Link)

слово "капище", кстати, тоже тюркского происхождения
[User Picture]From: smelding
2011-03-25 09:47 pm (UTC)

(Link)

даже если Фасмер прав - что мне представляется небесспорным - заимствование это давнишнее
[User Picture]From: zmicierbielapol
2011-03-25 09:53 pm (UTC)

(Link)

Всё можно подвергать сомнению;), но адекватной этимологии "капища" более никто не предложил. И то что это давнишнее заимствование - верно, но спорным является вопрос: пользовались ли им сами язычники, либо это церковнославянский неологизм для обозначения вражеского культового сооружения?
[User Picture]From: elabuzhanin
2011-03-24 05:58 am (UTC)

(Link)

Ну вот, стоило только финнобесам возбудиться, что Велес финский бог.
[User Picture]From: smelding
2011-03-24 06:07 am (UTC)

(Link)

они уж лет сто с лихуем эту парашу несут...
[User Picture]From: baglachka
2011-03-24 10:40 am (UTC)

Спасибо

(Link)

Благодарствую! Как всегда: легко и изящно!
[User Picture]From: xtrabass
2011-03-24 01:22 pm (UTC)

(Link)

ничего удивительного. Какая разница православному автору какого толка язычники. Язычники же.
[User Picture]From: kostyantyn1979
2011-05-21 02:46 pm (UTC)

(Link)

Нет, просто информатор, переписчик был финном крещеным
From: mstyaka
2011-03-25 03:17 pm (UTC)

(Link)

Как раз по теме "финнобесие" есть ссылочка (erzan.ru) для тех, кто хочет поржать. Там такого бреда навалом.
[User Picture]From: smelding
2011-03-25 05:39 pm (UTC)

(Link)

таких ссылок - вагон и танковая тележка. Эрзяне хоть реально существуютЮ а нынче самозваная "меря"появлась - о которой, кроме мест обитания и неславянского языка исторически вообще нету данных!