?

Log in

О ШЕДЕВРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА - smelding [entries|archive|friends|userinfo]
smelding

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О ШЕДЕВРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА [Feb. 10th, 2017|12:01 pm]
smelding
[Tags|, , , ]

Нам упорно пытаются внушить, чтобы не сказать - втереть, что фильм-де полностью по "Повести временных лет"

Про сюжетно-фабульные несостыковки хорошо сказала здесь  Завета, мне тут добавить нечего.

Хочу немного пройтись по, так сказать. сеттингу, каковым он предстает в ПВЛ.
Для особо вумных - я сейчас НЕ касаюсь качества ПВЛ как источника. По сему поводу написана уже целая библиотека книг и статей - по одному только этому вопросу (горячий привет сценаристу Андрею Рубанову, заявившему. что "прочёл ВСЮ литературу по теме"). Мы сосредоточимся на другом. Сказано - писали, мол, по ПВЛ, вот с ПВЛ получившееся и сравним.

Как по мне. основное (притом весьма условное) соответствие между фильмом и летописью наблюдается в той части, где книжник сравнивает христианку Ольгу с жемчужиной, сияющей в кале.

Люди, скажите им кто-нибудь, пусть погуглят слово "метафора"! Писавший летопись НЕ ИМЕЛ в виду реально... того, в чем вымазана в фильме вся языческая Русь по самый 988 год!

И на этом соответствия кончаются и начинаются нестыковки.

В летописи под 945 годом, за четверть века до начала событий фильма, в Киеве упоминается КАМЕННЫЙ ТЕРЕМ той самой Ольги.
ГДЕ? Куда дели за 25 лет каменный терем? Татаро-монголы сожгли? Фашисты разбомбили?! Почему в летописи каменный терем, а в фильме его отыгрывает деревянный сарай в отнюдь не метафорическом фоне для жемчужной Ольги?!

Археологи, кстати, нашли остатки этой постройки с мозаичными полами и застеклёнными (!) окнами... (см. Каргер М. К.Древний Киев. Т. 1. М.; Л., 1958. С. 263-284.).

Двухэтажный сарай, отыгрывающий в фильме киевский "Терем" - вид снаружи и изнутри.

А во дворе этого терема, по той же ПВЛ под тем же 945 годом упоминается сооружение, которое, судя по виду героев фильма, им не знакомо в принципе. Баня! Ну, с той понятно - судя по всему, она была на всю Русь одна, и как её Ольга-то с древлянами сожгла, так и превратился народ в то, что мы видим в фильме.


Да, вумные. я помню, что с древлянами, Игорем и Ольгой все не так просто, но мы сейчас про ПВЛ и только про неё.

А в ней сказано древнерусским по пергаменту, что это христианин Андрей удивлялся баням на землях будущей Руси, а не русины в Царьграде. Когда Вещий Олег заключал с Византией договор, он особо  - вторым пунктом договора! - потребовал допуска своих людей в царьградские бани - то есть гигиена пустым звуком отнюдь не была. И далее, под 1071 годом, ПВЛ приписывает языческим волхвам легенду, начинающуюся со слов "Бог мылся в бане"...

Да, вумные, я знаю, что с той историей про волхвов всё тоже непросто - но мы сейчас не о том. Мы о том, что согласно ПВЛ, языческая Русь ЗНАЛА баню. А по фильму, очевидно, нет.
Кстати, о банях у славян Х века упоминает ибн Русте. Что касается викингов, бывших, по фильму, основной боевой силой Руси того времени, то и у них в священных преданиях Старшей Эдды устами самого верховного бога Одина указано "Чист и причёсан должен быть мудрый". Саги полны упоминаний про бани, постоянные "переоделся в чистую рубаху", "отдал стирать" - в общем, бомжами, умудряющимися даже в морском походе где-то найти грязь и извозюкаться в ней, северные воители точно не были. И не зря жаловался хронист Джон из Уоллингфорда, что-де богомерзкие язычники-датчане соблазняли честных христианских жен и дев своими бесовскими штучками - ежедневно расчесывали волосы, носили чистое белье и мылись в банях каждую субботу.

Викинг здорового человека

Викинг курильщика.

И да - о договорах. К моменту фильма были, согласно ПВЛ, заключены уже три договора с Византией. Письменные, Карл. Причем в договоре Олега упоминаются п и с ь м е н н ы е завещания русских купцов, а в договоре Игоря, деда главного "героя" фильма - грамоты для послов и купцов, отъезжающих из Киева в Царьград.

Почему в фильме главный "герой", сын и внук заключавших договоры князей, впервые узнаёт о существовании письменности, о самой её идее от вдовы убитого им брата, христианки из Византии, и испытывает явный культурный шок?

Кстати, в Новгороде, в слоях середины Х века, найдено п и с а л о. Стержень для п и с ь м а, кто не понял (№ 1 на прилагающемся рисунке)


Капище. В ПВЛ написано под 980 годом, что главный кумир имел "главу серебряну, а ус злат".

Где? Где всё это у страшной африканской мумбы-юмбы с разинутой пастью, которую водружают посреди капища в фильме?

Немного дошедшей для нас культовой скульптуры славян-язычников. Да, лучшие образцы - вы серьезно думаете, что главное капище страны украшали хотя бы посредственные?

Кстати. В интернете легко найти книгу Б.А. Колчина "Новгородские древности: Резное дерево". М.:Наука, 1971, и убедиться, что в реале большинство домашних божков были гораздо искуснее вырезаны и выглядели выразительнее, чем те чёрные бревна в полосах ржавой жести и каких-то мочалках, которые в фильме отыгрывали кумиров столичного святилища. Да что божки - черенки ложек и вешалки выглядели круче...

Слева - так выглядел черенок ложки в Новгороде середины Х века. Справа - так выглядели, по мнению авторов фильма, кумиры главного капища Матери Городов Руських.

В летописи под 1071 годом прямо говорится про бороды волхвов. Тут можно вспомнить про Саксона Грамматика, говорившего о длинных волосах и бородах славянских жрецов, о жившей до прошлого века пословице "косматая. как волха". и выводе лингвистов Иванова и Топорова. что волхв собственно и переводится, как волосатый, но мы сейчас о ПВЛ и только о ней.

Где? Хотя бы бороды - где?

Жрецы и жрицы киевского святилища из фильма

Казнь волхвов - миниатюра той самой Радзивилловской летописи. на которую кивал консультант фильма Петрухин

Подлинный "исторический источник" тт Петрухина и Ко - забугорный сериал "Викинги". Кстати, отметьте, какие чистые и нарядные при этом ИХ жрецы в ИХ сериале. И что сняли у нас.

По ПВЛ под 978 годом варяг Федор со своим сыном стояли перед злобными язычниками на "сенях", каковые те под ними потом подрубили - то есть галерее вокруг наземного и явно не одноэтажного дома.

Где такие в фильме?
В фильме киевляне живут в замызганых землянках, поэтому, чтобы подрубить что-то под варягами, приходится загонять их на голубятню, отыгрывающую в фильме крепостную башню. В фильме язычники валят "крепостную башню" в разгар типо как войны с ужасными печенегами... Укрепления стольного Киева (впрочем, как и Полоцка) в фильме - это особая песня (жаль, не лебединая). Щелястый частокол и упомянутые голубятни. Между прочим, в фильме был приличный художник Сергей Алибеков, рисовавший нормальные городские стены и башни, но у него почему-то взяли только "доспехи" и "шлемы" (по достоверности находящиеся где-то на уровне итальянского кинофэнтези про барбарианов 1980-х.).
Кстати, археологи не то что в Киеве, а в вовсе не стольном Белгороде и совсем уж заштатном Екимауцком городище Х века нашли укрепления из "городней" - набитых землёй срубов.


Стены стольного Киева в фильме.

Стены нестоличного Белгорода, Х век

Екимауцкое городище

А ведь им рисовали нормальный Киев...

Недавние раскопки обнаружили такие же стены в Новгороде начала-середины Х века. С интересом посмотрел бы, как киношные викинги валили бы такую стенку... Что до жилищ, то наземные срубные дома в Киеве в слоях Х века раскопал ещё в 1970-е П.П. Толочко.

Остатки наземных срубных жилищ Х века, Киев. Кстати, это - П о д о л, то есть НЕаристократическая часть города...

На фоне этого как-то уже не особенно впечатляет, что фильм соврал и о способе похорон Ярополка - его в фильме сжигают на костре, а в ПВЛ под 1044 годом упоминается, что затейник Ярослав Владимирович выкопал и крестил (!) кости своих дядьев Олега и Ярополка. Ну не угольки же он крестил спустя три четверти века, право слово...

То есть ещё раз - из ПВЛ они усвоили только про "жемчужину в кале"... даже нет - только про "кал". А всё остальное. что называется. "не вместили". Ни каменных теремов, ни бань, ни сеней, ни драгоценных кумиров.

Ну что тут добавить - воистину. каждому своё.

ЗЫ. Темы мухоморного сюжета, связь эпизодов которого не всегда помогает зрителю уяснить даже закадровый голос невесть с чего сменившего Добрыню в качестве наставника и советника Владимира Свенельда, темы совершенно никакой игры актёров, темы непреходящего тремора у оператора, темы отчётливо пенопластовых доспехов мы тут касаться не будем. Как и бессмертного "где деньги, Зин?". Только заявленной претензии на соответствие а)ПВЛ, б) истории Х века - именно в таком порядке.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: anzgar
2017-02-10 08:26 am (UTC)
Да, в каждом отзыве на этот фильм упоминается грязища. Не смотрел пока, опасаясь наткнуться на нечто аналогичное по антуражу "Трудно быть богом" Алексея Германа. До сих пор помню те 3 часа рвотных позывов в кинотеатре. Причём сам фильм-то неплох (хороший режиссёр, хороший Ярмольник, великие Стругацкие), но 3 часа говна, кишок, соплей, блевотины и ссущих членов я не оценил.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 08:29 am (UTC)
ну, художника они просто напрямую взяли из того фильма - Шапкайц, кажется, её фамилия
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anzgar
2017-02-10 08:38 am (UTC)
Ах, вот где собака порылась! То есть, в общем-то, люди знали чего хотели.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kat_matroskin
2017-02-10 08:49 am (UTC)
Да там прямая задумка - грязная серая по цвету языческая Русь и красивая цветная картинка Крещения.

Идея понятная - но ее воплощение просто ужасно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anzgar
2017-02-10 08:52 am (UTC)
Вот и хорошо, что ужасно. Ибо идея такая тоже паршива)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: search_again
2017-02-11 01:20 pm (UTC)
+100500
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 09:07 am (UTC)
Несомненно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: musya_martin
2017-02-10 02:30 pm (UTC)
ну там да, такая гмм босховская антиэстетека
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anzgar
2017-02-10 05:25 pm (UTC)
Теоретически да, примерно она) А фактически - говно и сопли)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kat_matroskin
2017-02-10 08:47 am (UTC)
"А ведь им рисовали нормальный Киев..."
Я так понял, это картинки Алибекова?

Можно на них где-то поглядеть?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: odin_dvoitch
2017-02-25 01:45 am (UTC)
Понятно всё грязью поливать, да ещё на этом деле бабки сделать!
Видел отрывки, но на фильм не ходил. Хотя заманух по телику было предостаточно. Там где-то параллельно показывали каких-то викингов. На первом как снимался "Викинг". Я если, честно с удовольствием лучше пересмотрю лубочную историю "Снегурочку" или "Садко", чем всю эту чернуху. Экранизацию видений патриарха Кирилла на дохристианскую историю Руси. "Жили яко звери".. Я вообще-то по своим пращурам хоть и язычникам более лучшего мнения. И вообще даже за бабло не стоит пинать прах предков. Всё же не будь их и не было бы и нас. И патриарху не надо быть истиной в своём лице. А надо обладать христианской скромностью, как велит религия. Спецзаказ на лицо... Да и заказчики видны тут и РПЦ и скандинавы, и наши доморощенные...
Цветков, наверное не безсплатно и книгу "Викинг" выпустил. Хотя я думаю адекватный историк, но видимо что-то ему позволило закрыть глаза на откровенный маразм. А книга фактически реклама фильма...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: swinow
2017-02-10 09:34 am (UTC)
Действительно - гниды! И консультанты их норманистские тоже мрази! Вообще - тут секир башку надо делать уже только за одно название! Где эти придурки в ПВЛ покажут мне слово "викинг"? Да даже вообще - в любом древнерусском источнике! Как все мы прекрасно знаем - там это слово неизвестно абсолютно и совершенно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 09:38 am (UTC)
ну, скандинавы тоже имеют основания точить топоры)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: swinow
2017-02-10 09:41 am (UTC)
В Швеции тоже никаких викингов в реальных исторических текстах нет - только в современных их переводах. Там тоже надо головы отсекать за этих викингов, или руки - которыми они подставляют этих корявых викингов в исходные тексты! ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 10:55 am (UTC)
увы, участием в кинопомойке замарался и один антинорманист.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: swinow
2017-02-10 02:01 pm (UTC)
В этой же, или какой-то другой?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 05:25 pm (UTC)
в этой самой
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wolk28
2017-02-10 06:06 pm (UTC)
А можно узнать имя героя?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 06:26 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wolk28
2017-02-10 06:29 pm (UTC)
Эвона как... Ну вот, а говорят, деньги зря потрачены.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: schadling
2017-02-11 03:08 am (UTC)
Кто их получил так не думают. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: swinow
2017-02-11 01:17 pm (UTC)
Хммм... Ну всё же над фильмом он не работал? Если он просто опубликовал работу разъясняющую данный период - который в фильме освещён, и указал там правильные данные - наверное, это наоборот хорошо? Чтобы не только норманисты со своими глупостями там оттоптались! ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: knyasa_o
2017-02-10 01:49 pm (UTC)
у фильма была одна цель - показать в каком говне жили до принятия христианства и как хорошо стало сразу после крещения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: musya_martin
2017-02-10 02:31 pm (UTC)
можно было стока бабок не тратить, был ведь уже мультфильм про владимира
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: knyasa_o
2017-02-10 02:47 pm (UTC)
мультфильм про Владимира окучивает немного другую аудиторию
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 08:39 pm (UTC)
и говна там недостаточно для задачи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-10 05:25 pm (UTC)
Мульт про Владимира в этом отношении не так выдержан. Языческий жрец - злодей, но злодей колоритный, харизматичный, а не лысый эпилептик в грязных шкурах. Русь накануне крещения - настоящая Страна Городов, а не помойка из кривых брёвен и гавна. по которой ползают ужравшиеся мухоморами бомжи.
Володихин даже обозвал мульт "языческим". Зато "Выкинь гэ" у него "хорошее православное кино"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wrlfck
2017-02-11 04:41 pm (UTC)
Я не знаю зачем было смотреть это говно. И вы ему просто рекламу делаете сейчас.

С африканского истукана ржал в голос... Это ж надо было так обосраться :D
Кино в РФ стабильно, одного качества :D
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-12 07:56 am (UTC)
не в большей степени, чем Вы рекламируете политику РФ)))


и кстати, не смотрел, да) сайта фильмы, скринов и впечатлений несчастных, которые были не столь осторожны, хватило.

Edited at 2017-02-12 08:00 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lianina_minsk
2017-02-12 07:51 pm (UTC)
Да я только про Рогнеду (в исполнении А. Бортич) их сюжет в рекламе прочла и решила не ходить. Все стало ясно - ни разу не пожалела, не расстроилась - даже не искушенные в изучении истории знакомые выйдя плевались паром и жалели, что пошли. А вообще все эти измышления рассчитаны главным образом на подрастающее поколение. Еще выпустят игру на эту тему и новая история в головах подростков готова..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smelding
2017-02-12 08:26 pm (UTC)
а что, такая репутация у Бортич плохая?

А игру - уже...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lianina_minsk
2017-02-13 04:11 am (UTC)
Нет сюжетная линия не понравилась - сразу ясно, что лухта все, кроме надругательства
(Reply) (Parent) (Thread)